SC-22

DASEIN vs. NORMA REAKTSII
"93"
(2011)
Россия

1. 93

Power Electronics / Death Industrial


общее время - 28:49
формат - CD
тираж - 300 копий
стоимость - 200 руб.

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИИ
- - - - - - - - - - -

В записи этого альбома «Норма Реакции» не участвовала – «Dasein» просто использовал материалы самобытного проекта, переделав их на свой лад. Получившийся трек «93» длиться чуть меньше тридцать минут, но успевает о многом поведать и напомнить. Он посвящен трагическим московским событиям октября 1993 года, нескольким дням гражданской войны, исторический итог которой до сих пор ждет своей адекватной оценки, на которую сподобятся, наверное, только наши потомки. Конфликт властных структур, смена политического строя, тотальное разрушение парадигм и солдаты, как те, которые стреляли по гражданским лицам, так и те, кто отказался это делать – чем не отличный повод для шумового релиза?
Шершавые наслоения помех и препарированных сигналов цифрового и аналогового оборудования с первых же секунд формируют устрашающую композицию, долгое время балансирующую на грани noise ambient и power electronic – вроде бы все спокойно и приглушенно, звуки возникают и исчезают с почти что медитативной размеренностью, лишь ушные перепонки царапает стальная стружка да иногда прорывается скомканный шум, нервной грубой нарезкой заменяющий условный ритм. Словно все замерли в ожидании, как в те дни, чувствуя неотвратимость грядущего выброса долго сдерживаемой агрессии, расплескавшейся по баррикадам и носящейся по ночной Москве вспышками трассирующих пуль. Скупое ворчание электроники и резкие скачки частот это настроение передают неплохо, но по настоящему усиливают эффект записи перехваченных радио переговоров военных. Здесь то и заключена вся сила альбома – ничто так не пугает, как приказы стрелять по людям, как отказ от их исполнения, как роковые команды, забирающие жизнь. Спокойные голоса военных и панические крики вплетены в истерично-нервозный шум, вой сирены вызывает панику, затекающий в уши гул обездвиживает, а треск, свист, шелест и изломанные амплитуды искалеченных звуков бьют наотмашь колючей проволокой.
«Dasein» правильно выбрал тему. Это не сексуальные перверсии, волнующие коллег по цеху, не абстрактные «правые» или «левые» идеи, не идеологические бомбы, способные якобы взорвать устои – это история, пережитая (или нет) многими людьми, для которых цифра «93» стала знаковой. Грамотный и энергичный альбом, один из лучших на отечественной сцене. И не жаль, что короткий. Слишком уж велика концентрация событий и воспоминаний, на более длинной дистанции слушатель просто бы «перегорел».

maeror3

- - - - - - - - - - -

Новый альбом московской формации Dasein, в основу которого лег творчески переработанный материал проекта Норма Реакции (Norma Reaktsii). Работа посвящена и инспирирована трагическими событиями начала октября 1993 года, вошедшим в современную историю как Октябрьское восстание, закончившееся достопамятным расстрелом Белого Дома. Это была последняя попытка консервативно-ориентированных политиков левого и правого толка противостоять "демократизации” России по американскому сценарию. Попытка, вылившаяся в вооруженное столкновение активных противников политики президента Ельцина с федеральными войсками и приведшая, понятное дело, к крови на улицах Москвы. Но альбом "93” – это не отстраненный исторический экскурс в не столь давнее прошлое, и не дешевая политическая агитка. Это - кровоточащая плоть тех октябрьских дней и ночей, прошитая автоматными очередями, изрезанная битым стеклом и нанизанная на арматуру баррикад. Дань памяти тем, кто предпочел сопротивление инертному безразличию масс, загипнотизированных медийными фантомами демократии. (Напомню, расстрел из танков здания Парламента транслировался с прямом эфире телеканалом CNN). Не политиканам, успешно спасшим свои шкуры и амнистированным вскоре, а обычным гражданам, чьи принципы и взгляды на жизнь не позволили им остаться в стороне, по эту сторону экрана.
Начинаясь с шершавой ритмической фразы, на которую, как на трак танка, начинает накручиваться зловещий скрежет death industrial, "93” сразу задает тревожную атмосферу. Чреватый выплеском смертельной агрессии клокочущий нойз терзает стальными когтями черную плоть трека, предвосхищая мрачную развязку. Шквал перегруженного саунда достигает апогея к середине композиции, когда в нее врывается звук сирены, означающий начало активных действий. На первый план выходят радиоперехваты, переговоры военных, специфически искаженные, вживленные в хрипящую стену звука. Голоса тех, кто отдавал приказы стрелять, и тех, кто им не повиновался, будут сопровождать слушателя практически до конца альбома. В качестве финальной точки мы слышим звук взрыва. Возможно, для кого-то этот альбом послужит воспоминанием о тех событиях, для кого-то - впервые открытой страницей истории современной России. Но история такова, какова она есть.
О 93 годе не принято вспоминать. Слишком реакционной кажется даже сама попытка актуализировать эту дату. Но не для отечественного андеграунда. Нетривиальная концептуальная составляющая (отличающая эту работу Dasein от других коллег по цеху, предпочитающих декадентский шум ради шума) и мощное силовое содержание, делают "93” одной из лучших работ в своем жанре.

Radiodrone webzine

- - - - - - - - - - -